Карл Ренборг
Зарождение сетевого маркетинга в первую очередь связано с именем американца Карла Ренборга (1887-1973), чьи идеи превратились в индустрию с оборотом более 200 милиардов долларов.
Двенадцать лет химик Карл Ренборг прожил в Китае, работая в различных американских компаниях. Уже тогда он стал задумываться о системе правильного питания человека и роли в ней витаминов.
Когда в середине 20-х годов в Китае к власти пришли революционные силы под руководством генерала Чан Кай-ши, Карл среди многих других иностранцев оказался в тюрьме. Именно тогда он стал на практике проверять различные диеты, так как тюремная пища не способствовала сохранению здоровья. Но где было взять необходимые для организма элементы? Он начал договариваться с охранниками, чтобы те приносили ему различные травы и добавлял их в пищу. Карл Ренборг и те, кто последовал его примеру, смогли не только выжить, но и вернуться на родину.
В США в Бальбоа Айленде, Калифорния, где К. Ренборг оказался в 1927 году, он вплотную приступил к созданию различных пищевых добавок, основой для которых избрал люцерну, содержащую множество витаминов, минералов, белка и других полезных компонентов.
Созданные на ее основе препараты, Ренборг предложил попробовать своим знакомым, раздав бесплатно. Результатов не было — никто не стал пробовать полученные пищевые добавки. Тогда Карл стал брать за них деньги, поняв, что ничто бесплатное не ценится. Результаты сразу появились, причем самые положительные.
Информация о полезных добавках получила широкое распространение — у каждого из знакомых Ренборга нашлось много своих знакомых — люди просили Ренборга о встрече, чтобы получить больше информации о новом продукте. Удовлетворить все заявки Карл, разумеется, не мог. И тогда ему пришла в голову гениальная мысль. Ренборг предложил друзьям самим давать информацию о пищевых добавках своим знакомым, а если те купят их, он обещал выплатить комиссионные. Он решил платить также тем знакомым своих друзей, кто в свою очередь, будет продвигать его товар дальше, используя уже свои связи.
Так родился сетевой маркетинг. В 1934 году Карл Ренборг основал компанию «California Vitamins». Благодаря новой системе продаж, когда потребители продукта становились и его распространителями (дистрибьюторами), компания, имея в штате всего 3 сотрудника, быстро достигла оборота 7 миллионов долларов, не вложив ни одного цента в рекламу. В 1939 году Карл Ренборг перебрался в Лос-Анджелес, назвал свои добавки Nutrilite и по названию продукта переименовал компанию в «Nutrilite Products», сохранив принцип распространения пищевых добавок.
Сотрудники компании сами приглашали на работу новичков, давали им необходимые сведения о продукте и предлагали каждому строить свою собственную сеть, приглашая в бизнес своих знакомых. Компания обеспечивала всех дистрибьюторов своей продукцией и выплачивала каждому комиссионные не только за проданные ими самими товары, но и за каждую продажу, совершенную лично привлеченным дистрибьютором.
Торговый представитель компании, который стал называться «спонсор», то есть поручитель, пригласивший на работу новичка, брал на себя обязательство обучать его и помогать ему совершать как можно больше продаж — от этого зависели его собственные комиссионные. Причем они могли быть крупнее групповых объемов продаж, чем от личных. Таким образом, Ренборг ввел практику классического бизнеса с одноуровневым маркетингом.
В 1949 г. в Компании Nutrilite Products появились два талантливых человека – Ричард Де Вос и Джей Ван Эндел. После первых успехов в этом бизнесе они создали в городе Ранд Рапис, штат Мичиган, торговую фирму по реализации продукции Nutrilite и назвали ее Ja-Ri Corp.
Дальнейшая история сетевого маркетинга связана с именами этих двух людей.
Amway
После 10 лет работы в NutriliteProducts, в 1959 году, Де Вос и Ван Эндел создали свою компанию и назвали её «American Way Corporation» или сокращённо «Amway» — «Американский путь».
В 1972 году, после ухода Карла Ренбога, Amway купила контрольный пакет Nutrilite и продолжила продажи пищевых добавок.
Ещё Amway не стала ограничиваться одним продуктом, а расширила ассортимент — к пищевым добавкам присоединила хозяйственные товары домашнего использования.
Во-вторых, в Amway ввели многоуровневый маркетинг-план в этом бизнесе, то есть стали выплачивать вознаграждение за объемы продаж дистрибьюторов всех уровней, а не только привлеченных в первом уровне. Иными словами, кадровыми вопросами, в данном случае, было доверено также занимается самим дистрибьюторам.
Такие действия привели к быстрому росту компании и распространению продукции за пределы США — в Канаду, Австралию, Японию и другие страны.
1979 год
В 1975 году в Америке развернулась борьба с финансовыми пирамидами и под флагом этой борьбы в разбирательства были вовлечены и компании сетевого маркетинга. В Федеральной комиссии по торговле нашлись чиновники, которые попытались объявить незаконной пирамидой и компанию «Amway».
Проверка деятельности компании шла 4 года и завершилась судебным решением, которое признало сетевой маркетинг законным способом реализации товаров.
Это стало, как выстрелом из стартового пистолета. Если до середины 70-х годов в мире насчитывалось не больше 30 сетевых компаний, то в 80-е таковых стало уже несколько сотен — начался бурный, стремительный рост сетевого маркетинга по всему миру.
Подготовлено на основе публикаций academy-mlm.com, myshared.ru и других источников.